Понаблюдайте за маленькими детьми на детской площадке: они постоянно работают с рисками. Иногда взрослые им помогают, чаще – мешают.
Вот малыш лезет на горку первый раз, мама держит его за руку. А потом ребенок хочет забраться самостоятельно, а мама: «Осторожно, ты упадешь, давай я тебя подержу!» Мама не позволяет растущему человеку понять, какие риски существуют в этом пространстве, она-то точно их видит и боится за малыша, помогает не упасть. Но рано или поздно наступит момент, когда ее сынок/доченька подойдет к горке, а мамы не будет рядом. Сможет ли залезть и не упасть? Будет ли думать о том, какие движения безопасны, а каких нужно избегать? Он привык к опеке и безопасности, не видит никаких причин для страха и аккуратности. Он – в зоне риска, причем гораздо более острой, чем малыш, впервые взбирающийся на горку под присмотром мамы.
Другая мама стоит рядом со своим ребенком, карапкающимся по ступенькам. Она придет на помощь, если будет серьезная опасность, но позволяет забираться одному, падать, вставать, продолжать движение, уходить и возвращаться… Ребенок довольно быстро понимает, какие действия приводят к падению, видит риски и учится их снижать. Эта мама может быть уверена, что, даже если она не уследит за малышом, он будет в безопасности и на этой горке, и на других.
Класс-школа, как мама-опекун, делает все, чтобы не позволить детям действовать в зоне риска. Есть точная программа, путь, по которому учеников ведут педагоги. Мне возразят, мол, риск есть: ребята могут следовать инструкциям старших (выполнять задания), а могут «халтурить» и стать неуспешными учениками (почему это происходит, мало кого волнует). В результате дети понимают, что риск не в самостоятельных решениях, а в умении подчиняться ЧУЖИМ правилам. Свои собственные правила не развиваются, они под запретом. Происходит расслоение на хороших и плохих учеников. Неудача – и ты плохой! Как с этим работать?
Методология Школа-парк организует образовательное пространство на иных принципах. Мы осознанно создаем пространство безопасного риска, в котором неудачи становятся почвой для поиска, принятия новых решений, а не приговором. Взрослые показывают свои пути преодоления рисков, помогают увидеть с разных сторон результаты деятельности, научиться замечать риски…
Риски детей в парк-школе можно разделить на две основные группы:
· поиск собственного пути учения;
· стремление к успешности в выбранном деле.
Напомню, что все образовательное пространство Школа-парк складывается из различных парк-студий и общего поля. Ребята имеют право выбирать, куда идти и чем заниматься, причем сменить деятельность (уйти из студии, прийти на студию, заняться чем-то в свободном пространстве) могут в любой момент, без объяснения причин (взрослым). Накопленный опыт работы по организации парк-школ показывает, что первые день-два дети идут «учиться» к педагогам, то есть выбирают какие-то студии и занимаются там. А потом они «выпадают» в свободное, нестудийное пространство, примерно на 2 – 4 недели. Это происходит со всеми! Чему учатся дети в это время?
В конце каждого дня – общий круг (или обсуждение результатов в отдельных студиях), где презентуются успешные результаты: ребята рассказывают, что сделали за день, показывают свои работы, выступают… Тот, кто не делал ничего, просто смотрит и слушает. Его никто не наказывает, его не оценивают, но процесс самооценки включается у каждого: а я смог бы? а я тоже умею!
В это время важнее всего не начать руководить пришедшим в парк ребенком. Помогать, ели попросит, но не руководить, потому что советы взрослых показывают, что ответственность за обучение несут именно они. Оставшийся без руководства и гиперопеки ребенок должен понять, что его результаты являются следствием его личных решений, что он рискует отстать от сверстников, ничему не научиться, ничего не сделать. Понять без занудных наставлений учителей! И тогда начинается работа с риском поиска. Пойти или нет? Взяться за трудное дело или выбрать что-то попроще? Углубиться в одну проблему или найти ответы на вопросы из разных областей? И т.д… Это только начало! Ответы на подобные вопросы придется искать каждый день. И в школе, и в жизни.
И тут начинается работа с рисками из второй группы, ведь в выбранном деле каждый хочет быть максимально успешным, однако для этого часто не хватает знаний и опыта, «первый блин всегда комом». Появляется желание все бросить, ни за что новое не браться, чтобы вновь не переживать чувство неуспеха. В этот момент важно показать, что в любом деле не бывает полного успеха или неуспеха, и результаты всегда многогранны. Важны не результаты, а то, как их воспринимает человек. Иногда старшие ребята или педагоги начинают работать в паре с тем, кто только начинает что-то делать, и вместе достигают желанной цели. Ели младший «сошел с дистанции», старшие продолжают его дело и демонстрируют, что им тоже трудно, но есть ответственность, упорство... Никто никого не обвиняет, напротив, все помогают научиться выполнять задуманное.
Работа с личными рисками у учеников парка идет постоянно, а полученный опыт вербализуется во время общения с новичками и младшими: помогая им сориентироваться в пространстве, передавая свой опыт, ребята начинают формулировать его в словах.
Так, постоянно рискуя, наши ученики учатся работать с рисками. Ведь в современном мире растущих неопределенностей особенно важно уметь не пугаться неудач и использовать полученный опыт в новых, непредсказуемых ситуациях. Жизнь в 21 веке требует этой компетенции особенно остро, причем с самого юного возраста.
Comments